Планируемый результат: локализовать во времени (на основе знания хронологии) ключевые события Средневековья, этапы и события становления и развития русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории.
Умение: указывать даты событий, определять их принадлежность к веку, историческому периоду.
Задания базового уровня
Каким годом датируется Крещение Руси? 1) 882 г.; 2) 988 г.; 3) 1113 г.
Окончательное освобождение Руси от ордынского владычества произошло в:
1) 1380 г.; 2) 1410 г.; 3) 1480 г.
Какое из событий произошло в XVI в.?
1) Куликовская битва; 2) поход Ермака в Сибирь.
Какое из перечисленных событий относится к периоду Удельной Руси (30-е гг. XII в. — XIII в.)?
1) Крещение Руси; 2) Ледовое побоище; 3) создание Русской Правды.
Задание повышенного уровня
Укажите хронологические рамки периода политической раздробленности на Руси. Какие важные события произошли в этот период?
Умение: устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Задания базового уровня
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Невская битва; 2) Крещение Руси; 3) первое упоминание в летописи о Москве.
Какое из событий произошло раньше всех остальных?
1) Введение Судебника Ивана III; 2) Ледовое побоище; 3) учреждение опричнины.
Какое из событий правления Ивана III произошло позже всех других?
1) Присоединение Новгорода к Москве; 2) принятие первого Судебника единого государства; 3) конец ордынского владычества над Русью.
Расположите в хронологической последовательности названия территорий, присоединённых к Московскому государству в XV—XVI вв.:
1) Тверское княжество; 2) Западная Сибирь; 3) Великий Новгород и его владения; 4) Астраханское ханство.
Умение: объяснять, на какие этапы делится отечественная и всеобщая история Средних веков.
Задание базового уровня
Объясните, на какие этапы делится история Руси IX—XIII вв. Задание повышенного уровня
Выделите основные этапы истории Руси в период Средневековья.
Умение: соотносить во времени однородные события и процессы отечественной и всеобщей истории.
Задание базового уровня
В какие годы войска монголов, вторгшиеся на Русь, продолжили наступление на другие страны Европы?
1) 1222-1223 гг.; 2) 1237-1238 гг.; 3) 1240-1241 гг.; 4) 1279— 1280 гг.
Верный ответ: 3.
Задание повышенного уровня
Когда завершилось образование централизованных государств на Руси и во Франции? Что способствовало этому в одном и другом случае? Назовите 2—3 общие предпосылки.
При использовании задания в 7 классе применимы следующие требования к ответу:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1. Образование централизованных государств завершилось: во Франции в конце XV в.; на Руси в начале XVI в. |
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
2. Могут быть названы следующие общие предпосылки: развитие сельского хозяйства и ремесла, рост городов; стремление землевладельцев держать в повиновении крестьян с помощью сильной централизованной власти; борьба против иноземных завоевателей (за национальную независимость) |
|
Верно названы период (для каждой страны или общие рамки — конец XV — начало XVI в.) и 2—3 предпосылки |
3 |
Верно названы период (или общие рамки — конец XV — начало XVI в.) и одна предпосылка или период указан расширительно (XV—XVI вв.), названо не менее двух предпосылок |
2 |
Период не назван, приведены 1—2 предпосылки |
1 |
Не приведено ни одного верного положения |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Планируемый результат: применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений.
Умение: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
Задания базового уровня
Освобождение Руси от ордынского владычества связано с:
1) Куликовской битвой; 2) Стоянием на реке Угре; 3) взятием Казани.
Кто из названных лиц совершил поход в Сибирь и разбил в сражении главные силы сибирского хана?
1) Александр Невский; 2) Ермак Тимофеевич; 3) Дмитрий Донской.
В чьё правление была введена опричнина?
1) Ивана Калиты; 2) Ивана III; 3) Ивана IV.
Задания повышенного уровня
Ледовое побоище произошло в (назовите место).
Дмитровский собор — памятник древнерусского зодчества XII в., находится
1) в Москве; 2) в Новгороде; 3) во Владимире.
Поход Ермака в Сибирь привёл к ... .
Умение: группировать, систематизировать факты по заданно-
Задания базового уровня
Современниками были (выберите верный ответ):
1) Александр Невский и Ермак Тимофеевич; 2) Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.
К важнейшим событиям правления Ивана III относится:
1) введение опричнины; 2) освобождение Руси от ордынской зависимости; 3) Крещение Руси.
Установите соответствие между именами исторических деятелей и военными событиями, происшедшими под их руководством или в их правление. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Деятели |
События |
А) Иван IV |
1) Ледовое побоище |
Б) Александр Невский |
2) Ливонская война |
В) Дмитрий Донской |
3) Стояние на Угре |
|
4) Куликовская битва |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
□ Верный ответ: 2, 1, 4.
Задания повышенного уровня
В шатровом стиле построен:
1) собор Василия Блаженного в Москве; 2) Софийский собор в Новгороде; 3) Дмитровский собор во Владимире.
Установите соответствие между названиями памятников культуры и сферами культуры, к которым относятся эти памятники. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Памятники |
Сферы культуры |
А) Домострой |
1) Живопись |
Б) «Троица» Андрея Рублёва |
2) Архитектура |
В) Грановитая палата в Московском Кремле |
3) Литература |
|
4) Скульптура |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Планируемый результат: использовать историческую карту как источник информации о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.
Умение: находить и показывать на карте исторические объекты, места событий и др., используя систему условных обозначений легенды.
Задание базового уровня
Назовите и покажите на карте самостоятельные княжества и земли Руси в. XII — начале XIII в.
Задание повышенного уровня
Используя карту, охарактеризуйте географическое положение одного из самостоятельных центров Руси XII — начала XIII в. (местоположение, соседи; торговые пути и др.). Приведите не менее трёх характеристик.
□ Ниже даётся пример требований к ответу, относящемуся к Новгородской земле.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Может быть указано: Новгородская земля занимала огромную территорию на северо-западе Руси — от берегов Балтики до Приуралья, от Северного Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки; на юго-востоке Новгородская земля граничила с Владимиро-Суздальским княжеством, на юге — со Смоленским, на юго-западе — с Полоцким княжеством; Новгородская земля расположена на пересечении важных торговых путей, идущих в Балтийское и Чёрное моря, на Волгу |
|
Верно приведены три положения |
2 |
Верно приведены два положения |
1 |
Приведено одно положение, общее рассуждение или ответ неверный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Умение: прослеживать маршруты масштабных передвижений людей в различных регионах.
Задание базового уровня
Покажите основные направления вторжений завоевателей на Русь в XIII в.
Задания повышенного уровня
Покажите на карте путь «из варяг в греки». Объясните, через какие земли и в каких условиях проходили по этому пути древние люди.
Проследите по карте маршруты Крестовых походов. Кто и с какими целями в них участвовал?
Умение: выявлять на исторической карте изменения, происходившие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов.
Задания базового уровня
Покажите территории, присоединённые к Московскому государству в царствование
Ивана IV.
Какое производство развивалось в России в середине и во второй половине XVI в.? Покажите на карте, где находились его основные центры.
Задания повышенного уровня
Используя карту, расскажите, как происходило объединение русских земель под властью московских князей.
Покажите территории, вошедшие в состав Российского государства во второй половине XVI в. Можно ли говорить о Российском государстве конца XVI в. как о многонациональном?
Проследите по карте, как происходило собирание земель под властью королей во Франции. Кому из королей удалось подчинить своей власти особенно значительные территории?
Планируемый результат: проводить поиск информации в исторических текстах, материальных памятниках Средневековья.
Умение: находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты и т. д., в изображении (материальном памятнике) — ключевые символы, образы.
Задания базового уровня
1. Прочитайте отрывок из летописи и определите, о каком событии повествует источник.
«...И пришёл в реку Неву и стал в устье Ижоры, желая захватить Ладогу и даже Новгород и всю область Новгородскую...
И пошёл [князь] на шведов с мужественными воинами своими, не со многою дружиною, потому что не было времени собрать многочисленное войско... И была сеча великая со шведами... и самому королю нанёс [князь] рану на лице острым своим мечом».
2. Прочитайте отрывки из «Казанской истории» и назовите правителя Руси, о котором идёт речь.
«Великий князь... собрал воинов со всей Русской земли и вышел без страха навстречу нечестивому царю Ахмату к той же реке Угре...
Новгородцы же не хотели подчиниться ему и звать великим князем... И пойдя на Великий Новгород, взял его с великой дерзостью и смелостью... тогда же захватил он и Тверь, и Вятку, и Рязань. И все русские князья вынуждены были служить ему...»
Задание повышенного уровня
Используя иллюстрации, найдите во внешнем облике и внутреннем убранстве собора Нотр-Дам в Париже черты готического стиля. Назовите не менее трёх черт.
□
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть названы: стрельчатые арки дверных проёмов и окон; пучки столбов-колонн; остроконечные башенки; витражи |
|
Верно приведены три элемента |
2 |
Верно приведены 1—2 элемента |
1 |
Приведены неверные положения |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Умение: определять смысл (главную идею) высказывания, изображения.
Задание базового уровня
Прочитайте отрывки из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» и объясните, какими хотел видеть своих детей князь.
«...При старых молчать, премудрых слушать... не свирепствовать словом, не хулить в беседе... Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев...
В дому своём не ленитесь, но сами смотрите за всем; не полагайтесь ни на тиуна (управителя), ни на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим... Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. А куда ни пойдёте, где ни остановитесь, везде напоите и накормите просящего... Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом... Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь... Леность — мать всему дурному, [ленивый] что и знает, то забудет, а чего не знает, тому не учится».
Задание повышенного уровня
Прочитайте отрывки из Русской Правды и объясните, от чего зависел размер наказания в Древней Руси. Приведите не менее двух положений.
«... — если палец отрубит какой-то, то заплатить потерпевшему 3 гривны за обиду;
а за вырванный ус или клок бороды заплатить потерпевшему 12 гривен;
за убийство княжеского отрока, конюха или повара платить 40 гривен;
за убийство тиуна огнищного... платить 80 гривен;
а за убитого смерда или холопа 5 гривен».
□
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Может быть отмечено, что размер наказания в Древней Руси зависел от: тяжести причинённого ущерба; статуса потерпевшего, того, к какой группе населения он относился (чем выше человек стоял на социальной лестнице, тем жёстче наказание) |
|
Верно приведены два положения |
2 |
Верно приведено одно положение |
1 |
Приведены неверные положения |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Примечание: умение проверяется только на базовом уровне сложности.
Задание базового уровня
Прочитайте отрывок из византийского источника VII— VIII вв. и определите его жанр, назначение.
«1. Земледелец, обрабатывающий собственное поле, должен быть справедливым и не нарушать границы поля соседа. Если же кто намеренно нарушит границу и захватит ближайшую к себе часть чужого участка, тот, если он сделал это путём вспашки чужой земли, теряет свой труд; если же он и засеял её, то теряет и семена, и свой труд, и урожай. <...>
2. Если земледелец возьмёт участок для посева исполу и в надлежащее время не вспашет его, но разбросает зерно по поверхности, то пусть не получает ничего из урожая, так как он коварно надругался над хозяином участка <...>».
Умение: соотносить информацию отдельного источника с контекстными знаниями.
Задание базового уровня
Прочитайте отрывки из летописи и определите, о каком древнерусском деятеле идёт речь. Объясните, на основании чего вы это установили.
«...Заложил же и церковь Святой Софии... затем церковь на Золотых воротах...
Любил... книги, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, переводили они с греческого на славянский язык... Отец его, Владимир, землю... крещением просветил, [сын] же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное.
...Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим... И так разделил он между ними города, запретив им переступать пределы братьев и сгонять их со стола».
Задание повышенного уровня
Прочитайте отрывки из Домостроя — своеобразной энциклопедии средневековой русской жизни и объясните, почему в Домострое подробно излагаются элементарные правила содержания в чистоте жилища.
«Избу, и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и окна, и двери... всё вымыть и вытереть, и вымести, и выскрести, и всегда бы было чисто... перед нижним крыльцом положить сена, чтобы грязные ноги вытирать, тогда и лестница не загрязнится; в сенях перед дверями рогожку, или ветхий войлок положить, или тряпку — вытирать грязные ноги, чтобы в плохую погоду полов не пачкать...»
Планируемый результат: составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории.
Умения: осуществлять отбор необходимой (ключевой) информации из текстов и иллюстраций учебника; составлять логически выстроенное описание, рассказ.
Задания базового уровня
Расскажите о Невской битве, используя информацию учебника, свидетельства летописей, данные исторической карты.
На основе иллюстраций дайте описание Софийского собора в Новгороде (внешний вид, внутреннее убранство).
Задания повышенного уровня
Составьте описание образа жизни горожан в Древней Руси в X—XII вв., используя текст и иллюстративные материалы учебника, энциклопедий и др.
Расскажите о достижениях древнерусской культуры. Предварительно составьте план рассказа, отберите материал о наиболее значительных памятниках.
Опишите образ жизни средневекового рыцаря (занятия, правила поведения, условия жизни и др.).
Умения: составлять логически выстроенное описание, рассказ; формулировать заключение, выводы.
Задания базового уровня
Расскажите о развитии архитектуры в Московской Руси в XIV—XVI вв. Назовите важнейшие памятники зодчества. Что нового появилось в архитектуре в рассматриваемый период?
Расскажите о Куликовской битве. Раскройте её значение.
Задания повышенного уровня
Составьте описание одного из известных произведений Андрея Рублёва. Что нового привнёс Андрей Рублёв в искусство иконописи? Почему его творчество вызывает интерес и сегодня?
Составьте рассказ о Жанне д'Арк. Объясните, какое место ей отводится в истории Франции.
Планируемый результат: раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире.
Умение: выделять главные признаки исторических явлений, событий.
Задание базового уровня
Как называлась с конца XV в. форма земельного владения, даваемого служилому человеку за военную или государственную службу без права передачи по наследству?
1) Вотчина; 2) поместье; 3) удел.
Задание повышенного уровня
Установите соответствие между историческими терминами и их объяснением. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго.
Термин |
Объяснение |
А) Баскак |
1) Часть города, где жили торговцы и ремесленники |
Б) Вотчина |
2) Представитель ордынского хана на Руси, следивший за сбором дани |
В) Посад |
3) Глава ополчения в Древнем Новгороде |
|
4) Крупное земельное наследственное владение |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Умение: конкретизировать содержание общих понятий применительно к данной эпохе, исторической общности.
Задания базового уровня
1. Что из названного относится к процессу закрепощения крестьян на Руси? Укажите два верных ответа.
1) Заповедные лета; 2) Домострой; 3) Юрьев день; 4) опричнина.
2. Что из названного относится к готическому стилю в архитектуре средневековой Европы? Укажите два верных ответа.
1) Высокие шпили; 2) полукруглые арки; 3) массивные стены; 4) окна-витражи.
□ Верный ответ: 1, 4.
Умение: выявлять изменения в экономическом, социальном и политическом развитии Руси и других стран в отдельные периоды Средневековья.
Задание базового уровня
Объясните, какие изменения в положении крестьян на Руси нашли отражение в пословице «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
Задание повышенного уровня
Объясните, как изменялась жизнь населения европейских городов по мере складывания централизованных государств.
Планируемый результат: объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Умение: находить в тексте (учебника и других источников) и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Задания базового уровня
Что из названного относилось к итогам княжения Владимира Мономаха?
1) Принятие Русью христианства; 2) восстановление единства Древнерусского государства; 3) перенесение столицы государства в Москву.
Объясните причины и следствия Крещения Руси.
Назовите причины Смуты в России в начале XVII в.
Задание повышенного уровня
Раскройте причины возникновения ересей в средневековой Европе.
Умение: соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах.
Задание базового уровня
Используя текст учебника и документы, назовите отрицательные последствия политической раздробленности русских земель (не менее двух последствий).
□ Требования к ответу при использовании задания в 6 классе приведены в таблице.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
1. Могут быть названы следующие отрицательные последствия политической раздробленности русских земель: ослабление обороноспособности Руси; разорение страны непрекращающимися усобицами между князьями; существование в отдельных землях собственных денег, мер веса и др. затрудняло торговые связи |
|
Верно названы два последствия |
2 |
Верно названо одно последствие |
1 |
Приведены неверные положения |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Задания повышенного уровня
Сопоставьте информацию учебника и различных источников о целях отдельных участников Крестовых походов. Какие различия вы отметите? Чем они объясняются?
Ваш собеседник утверждает, что причиной образования централизованного Русского государства являлось желание князей объединиться под властью одного князя, чтобы совместно бороться с завоевателями.
Что вы считаете главными причинами образования централизованного Русского государства? Обоснуйте своё мнение фактами.
Планируемый результат: сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.).
Умение: выделять черты сходства и различий в исторических ситуациях, событиях и процессах.
Задания базового уровня
Рассмотрите макеты, рисунки славянских жилищ — полуземлянки, наземного дома (избы). Установите, чем полуземлянка отличалась от наземного дома.
Выделите, что было общего между боярами и дворянами в XVI в. Установите, какие различия существовали между ними.
Задания повышенного уровня
1. Выделите существенные признаки вотчины и поместья. Сравните вотчину и поместье по этим признакам, укажите не менее одного различия.
□ Требования к ответу при использовании задания в 6 классе приведены в таблице.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
|
Могут быть выделены следующие существенные признаки вотчины и поместья: право собственника (феодала) на владение землёй; право взимания повинностей с живших на этой земле крестьян; право наследования землевладения. Могут быть названы следующие различия между вотчиной и поместьем: |
|
|
вотчина |
поместье |
|
передавалась по наследству (безусловное владение) |
предоставлялось на время государственной или военной службы (условное владение), для передачи поместья по наследству следующее поколение тоже должно было идти на службу |
|
Верно названы 2—3 существенных признака и одно различие |
3 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Верно назван один признак и одно различие |
2 |
Приведено одно верное положение |
1 |
Приведены неверные положения |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Сравните положение владельческих крестьян в Московском государстве в конце XV — второй половине XVI в. по следующему плану: 1) что имели; 2) размеры повинностей; 3) права крестьян; 4) власть над крестьянами государства и землевладельца.
Чем различалось в Средние века положение христианской церкви в Византии и в странах Западной Европы?
Умение: выявлять общие черты и особенности развития от дельных стран.
Задание базового уровня
Чем отличался политический строй итальянских земель в XIV—XV вв. от политического строя Франции?
Задания повышенного уровня
Какие черты являлись общими в процессах образования централизованных государств в России и Западной Европе?
Объясните, привлекая знания по всеобщей истории, что такое сословно-представительная монархия. Была ли Русь в правление Ивана IV сословно-представительной монархией? Своё мнение обоснуйте.
Планируемый результат: давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Умения: излагать оценки значения событий и личностей, приводимые в учебной литературе; высказывать и мотивировать свои оценочные суждения.
Задания базового уровня
Раскройте значение Куликовской битвы для русской истории.
Объясните, в чём состояло значение личности и деятельности Яна Гуса для чешской истории.
Прочтите характеристику, данную Ивану III историком Н. И. Костомаровым. Какие итоги деяний великого князя историк считает главными? Согласны ли вы с мнением историка? Обоснуйте своё суждение.
«...Во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен. Забирание земель и возможно прочное присоединение их к Московскому государству были заветной целью его политической деятельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошёл их всех и оставил пример подражания потомкам на долгие времена».
Представьте оценку Ивана IV Грозного — его личности, поступков, результатов деятельности. Обоснуйте свои суждения.
Объясните, в чём, по мнению историков, заключались суть и цели опричнины.